Основные требования к ЗУН учащихся


Русский язык

2 класс
1.  Устная и письменная речь.
Учащиеся должны з н а т ь: об устной и письменной речи; о диалогической и монологической речи.
Учащиеся должны у м е т ь:
различать устную и письменную, монологическую и диало­гическую речь;
пересказывать прочитанный или прослушанный текст; вести диалог на бытовые, учебные темы; уместно использовать формулы речевого этикета.
Учащиеся должны з н а т ь: о звуках и буквах;
о гласных и согласных звуках; о слогообразующей роли гласных звуков; буквы для обозначения гласных и согласных звуков; алфавит;
о твердых и мягких согласных звуках (парных и непарных); об обозначении на письме твердости и мягкости согласных звуков;
о звонких и глухих согласных звуках (парных и непарных); о способе проверки написания парных звонких и глухих согласных (поставить проверяемый звук перед гласным); об ударении в слове;
об ударных и безударных гласных звуках (слогах) в слове; о способе проверки написания слов с безударными гласны­ми (поставить проверяемый звук под ударение). правила переноса слов по слогам; правила написания разделительного ъ; правила написания буквосочетаний жиши, жеше, чаща, чущу, чк, чн.
Учащиеся должны у м е т ь: правильно произносить все звуки речи;
выделять в последовательном порядке все звуки, составляю­щие слово;




соотносить звуки и обозначающие их буквы; располагать слова в алфавитном порядке; различать гласные и согласные звуки; обозначать гласные и согласные звуки буквами; делить слова на слоги;
переносить слова с одной строки на другую по слогам; различать и обозначать на письме мягкие и твердые соглас­ные звуки (парные и непарные);
различать и обозначать на письме звонкие и глухие соглас­ные звуки (парные и непарные);
проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными (ставить проверяемый звук перед гласным);
определять в слове ударный и безударные гласные (слоги); проверять написание слов с безударными гласными (ставить проверяемый звук под ударение);
грамотно писать слова с буквосочетаниями жиши, жеше, чаща, чущу, чк, чн;
грамотно писать изученные слова с разделительным ь; производить (полный и частичный) устный звукобуквенный анализ слов, в том числе слов с безударными гласными в пер­вом предударном слоге (гора, рек а), а также с парными звон­кими и глухими согласными в конце и середине слова (гриб, узкий).

Учащиеся должны з н а т ь:
о словах с близким и противоположным значением; о словах — названиях предметов, названиях признаков пред­метов, названиях действий предметов; о предлогах;
об орфографическом словаре.
Учащиеся должны у м е т ь:
находить в тексте слова с близким и противоположным значением;
пользоваться школьным орфографическим словарем; ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, при­знаки предметов, действия предметов;
отличать предлоги от слов — названий предметов, названий признаков предметов, названий действий предметов;
правильно употреблять в речи предлоги, не совпадающие в русском и белорусском языках.
Учащиеся должны з н а т ь:
о корне слова, об однокоренных словах; определение корня слова;
правила проверки правописания безударных гласных, пар­ных звонких и глухих согласных в корне слова.
Учащиеся должны у м е т ь:
находить в тексте и подбирать однокоренные слова; выделять корень слова;
применять на письме правила проверки правописания безу­дарных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Учащиеся должны з н а т ь: признаки предложения;
о различных по цели высказывания предложениях; как грамотно (интонационно и пунктуационно) оформляют­ся начало, конец предложения;
о прописной букве в начале предложений, в именах собст­венных.
Учащиеся должны у м е т ь:
определять границы предложения на основе смысла и ин­тонации;
строить различные по цели высказывания предложения, правильно их интонировать и оформлять на письме (ставить соответствующие знаки препинания в конце предложений);
употреблять прописную букву в начале предложений, в именах собственных.
Учащиеся должны з н а т ь:
о признаках текста (тема, основная мысль, заголовок); о строении текста (начало, основная часть, концовка).
Учащиеся должны у м е т ь: отличать текст от набора предложений; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать тексты;
выделять начало, основную часть, концовку текста;

Словарные слова
1 часть
воробей, ворона, воскресенье, город, дежурный, декабрь, дорога, зарядка, класс, конечно, корова, ноябрь, октябрь, погода, помидор, портфель, сахар, сентябрь, сорока, яблоко, ягода,
2 часть              
берёза, вчера, магазин, каникулы, месяц, заяц, вагон, ребята, карандаш, Родина, Беларусь, белорусский, маленький, соловей, учитель, мороз, молоко, морковь, огород, язык, комната, хорошо



3 класс


Учащиеся должны знать:
об основной мысли текста, способах ее выражения, о плане текста;


о текстах повествовательных и описательных.
Учащиеся должны у м е т ь: определять тему, основную мысль текстов; составлять (коллективно) план текста;
составлять текст по заданной ситуации, по картине (устно); пересказывать текст-повествование и текст-описание по за­данному или коллективно составленному плану; строить диалоги с учетом речевой ситуации.
Учащиеся должны з н а т ь: об обращении;
о главных и второстепенных (без деления на виды) членах предложения;
о типах предложений по цели высказывания (повествова­тельном, вопросительном и побудительном) и по интонации (восклицательное и невосклицательное);
правила постановки знаков препинания в конце предложений.
Учащиеся должны у м е т ь:
различать и конструировать предложения разных типов по цели высказывания и по интонации;
правильно оформлять эти предложения в письменной речи; находить в предложении подлежащее и сказуемое; находить в предложении второстепенные члены предложе­ния (без деления на виды);
устанавливать связь слов в предложении по вопросам, вы­делять словосочетания в составе предложения;
правильно ставить знаки препинания в конце предложений.
Учащиеся должны з н а т ь: о словах с прямым и переносным значением; определение синонимов и антонимов; о толковом словаре.
Учащиеся должны у м е т ь: определять прямое и переносное значение слов; правильно употреблять русско-белорусские межъязыковые омонимы (рус. трус — бел. трус);
находить в тексте и подбирать к словам синонимы, антонимы; пользоваться толковым словарем.
4.    Состав слова. Правописание слов.
Учащиеся должны з н а т ь:
части слова (окончание, корень, приставку, суффикс), их роль в слове;
об орфограмме как написании, которое надо проверять; способы проверки безударных гласных в корнях слов (изме­нение слова или подбор однокоренных слов);
правила написания парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; правила переноса слов с приставками;
правописание гласных и согласных звуков в приставках в-, до-, за-, над-, на-, с-, от-, по-, под-, про-; правило написания слов с разделительным ъ.
Учащиеся должны у м е т ь:
выделять в слове окончание, суффикс, корень, приставку; подбирать однокоренные слова и слова с заданными при­ставками и суффиксами;
находить чередующиеся согласные в корнях однокоренных слов;
находить в словах орфограммы на изученные правила; проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; переносить слова с приставками;
правильно писать приставки в-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, по-, под-, про-;
отличать приставки от предлогов;
правильно писать изученные слова с двойными согласными; правильно писать изученные слова с ъ; разбирать слова по составу.
5.    Части речи.
Учащиеся должны з н а т ь:
названия и основные признаки частей речи (имени сущест­вительного, прилагательного, глагола);
правило написания ъ после шипящих на конце имен суще­ствительных.
Учащиеся должны у м е т ь:
различать существительные, прилагательные, глаголы, пред­логи;
определять род, число существительных и прилагательных; время и число глаголов; род глаголов прошедшего времени;
правильно употреблять существительные, род которых не совпадает в русском и белорусском языках;
грамотно писать имена существительные, оканчивающиеся на шипящие;
раздельно писать не с глаголами.
Автобус, аллея, бассейн, ботинки, животное, завтрак, зве­неть, здоровый, золотой, извини, иней, календарь, картина, квартира, километр, конфета, концерт, корзина, коридор, космос, костер, костюм, крапива, красивый, кровать, лестница, лягуш­ка, метро, можно, неделя, нельзя, огурец, пальто, пожалуйста, посуда, праздник, предмет, прекрасный, прийти, природа, рисо­вать, рябина, сегодня, сейчас, театр, теперь, трамвай, футбол, хоккей, человек, чувство.

4 класс


Учащиеся должны знать: основные признаки текста;
о делении текста на части и составлении плана текста; типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
Учащиеся должны уметь:
делить текст на смысловые части, составлять план; определять тип текста (повествование, описание, рассуж­дение);
составлять текст-повествование и текст-описание по впечат­лениям, наблюдениям, по картине (устно);
составлять элементарные тексты-рассуждения (устно); составлять подробный пересказ текста (устно и письменно); составлять тексты-поздравления (устно и письменно); употреблять в речи слова извинения, благодарности, веж­ливой просьбы.
Учащиеся должны знать:
определения главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;


о второстепенных (без деления на виды) и однородных чле­нах предложения;
правила постановки запятых между однородными членами предложения.
Учащиеся должны у м е т ь:
определять главные (подлежащее и сказуемое) и второсте­пенные (без деления на виды) члены предложения; находить однородные члены предложения; правильно оформлять на письме предложения с однород­ными членами;
составлять предложения с однородными членами; проводить разбор предложений по членам предложения.
Учащиеся должны з н а т ь:
изученные части речи и их грамматические признаки; падежи имени существительного; о 1, 2, 3-м склонении имен существительных; о распределении имен существительных по типам склонения; способы проверки написания безударных падежных окон­чаний имен существительных, 1, 2, 3 склонений в единственном числе (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия);
способы проверки написания безударных падежных окон­чаний имен прилагательных (кроме имен прилагательных с осно­вой на шипящие и ц);
о раздельном написании местоимений с предлогами; об изменении глаголов по лицам; о I, II спряжении глаголов; о распределении глаголов по спряжениям; способы проверки написания безударных личных оконча­ний глаголов настоящего и будущего времени; правописание глаголов на -тся, -тъся;
правило правописания ъ после шипящих в окончаниях гла­голов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
о написании ъ после шипящих в неопределенной форме глагола (беречь, печь);
о наречии как части речи.
Учащиеся должны у м е т ь:
различать существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и наречия;
определять склонение имен существительных (с опорой на памятку, таблицу);
использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы про­верки написания безударных падежных окончаний имен суще­ствительных 1, 2, 3 склонения единственного и множественного числа, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия;
использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы про­верки написания безударных падежных окончаний имен при­лагательных единственного и множественного числа, кроме имен прилагательных с основой на шипящие и ц;
правильно употреблять падежные формы местоимений 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа в предло­жениях и текстах;
изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и буду­щем времени;
определять спряжение глаголов (с опорой на таблицу); использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы про­верки написания безударных личных окончаний глаголов на­стоящего и будущего времени;
использовать правило написания ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
правильно употреблять ь после шипящих в неопределенной форме глагола (беречь, печь);
использовать правило написания глаголов на -тся, -ться; находить наречия в тексте;
употреблять наиболее распространенные наречия в речи.
Автомобиль, аккуратно, асфальт, библиотека, билет, вело­сипед, государство, грамота, директор, завтра, интересный, карман, килограмм, компьютер, лагерь, налево, направо, обрат­но, однаждыі, океан, олень, охота, пирог, планета, почтальон, пуговица, путешественник, ракета, ребёнок, сверкать, сиять, спасибо, спектакль, стадион, страница, счастливыш, тарелка, телевизор, теннис, троллейбус, фонарь, чемпион, шоколад, юность.

Литературное чтение
2 класс

К концу учебного года учащиеся должны знать: фамилии авторов, с творчеством которых неоднократно встречались на страницах учебника (С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов, В. Драгунский), и их произведения (на­звание, содержание);
наизусть 6—8 поэтических произведений;
Учащиеся должны иметь элементарные представления о:
произведениях устного народного творчества; прозаическом и поэтическом художественном произведении.
Учащиеся должны уметь:
читать целыми словами вслух и молча (допускается чтение по слогам слов, сложных по слоговой структуре и неясных по смыслу) с соблюдением орфоэпических норм, в темпе, прибли­женном к скорости разговорной речи ученика;
выразительно читать художественное произведение с соблю­дением пауз и интонаций предложения;
ориентироваться в содержании прочитанного (по вопросам учебника, учителя, иллюстрациям, заглавию; объяснять загла­вие произведения, устанавливать смысловые связи между со­бытиями), с помощью выборочного чтения подтверждать свои суждения;
оценивать с помощью учителя действия и поступки героев, определять к ним свое отношение;
определять с помощью учителя основную мысль произведе­ния;
с помощью учителя делить произведение на части, состав­лять простой план, подробно пересказывать по плану, вопросам учителя, сюжетным рисункам;
находить с помощью учителя в тексте образные слова и вы­ражения, объяснять их значение;
различать практически произведения фольклорных жанров.

3 класс


К концу учебного года учащиеся должны знать: фамилии авторов, с творчеством которых продолжалось зна комство в III классе (Н. Носов, А. Барто, С Михалков, В. Драгунский), а также новых авторов (Л. Толстой, В. Берестов, М. Пришвин, Г. Сапгир, Н. Сладков) и их произведения (назва­ние, содержание);
наизусть 6—8 поэтических произведений.
Учащиеся должны и м е т ь п р е д с т а в л е н и е: о малых произведениях фольклора (пословица, скороговорка, загадка, потешка, небылица);
о видах народных песен (колыбельная, шуточная, лиричес­кая, обрядовая);
о видах и особенностях народной сказки (волшебная, быто­вая, о животных; зачин, концовка, сказочные выражения);
о видах стихотворений (описательные, сюжетные, стихотво­рения-миниатюры);
о рассказе (событие, герой, поступок);
о художественном и научно-познавательном произведении; об изобразительных средствах художественной речи (оду­шевление неживой природы, эмоционально-оценочные слова). Учащиеся должны у м е т ь:
правильно, осознанно, выразительно читать целыми словами вслух и молча в темпе, приближенном к скорости разговорной речи ученика;
соблюдать темп и тон чтения в зависимости от эмоциональ­ного состояния героя, выделять с помощью логического ударе­ния важные по смыслу слова;
с помощью учителя устанавливать временные, пространст­венные и причинно-следственные связи, определять главных героев произведения, его тему и главную мысль;
с помощью учителя делить произведение на части, выделять главное в каждой части, составлять план текста; подробно, выборочно, кратко (с помощью учителя) пересказывать произве­дение;
характеризовать героя на основании его поступков; выяв­лять отношение автора произведения к событиям и героям (с помощью учителя);
оценивать действия и поступки героев, определять к ним свое отношение;
находить в тексте выразительные слова, создающие образ; с помощью учителя составлять творческий пересказ худо­жественного произведения.
4 класс



К концу учебного года учащиеся должны знать: фамилии авторов (А. Пушкин, А. Толстой, Л. Кассиль,Э.     Успенский, Г. Остер, Ю. Коваль, А. Усачев, Б. Заходер, Г. X. Андерсен, А. Линдгрен) и их произведения (названия и содержание);
наизусть 6—8 поэтических произведений;
Учащиеся должны иметь представление об: особенностях народных песен;
особенностях легенды, былины, литературной сказки; изобразительных средствах художественной речи (образные слова и выражения, эмоционально-оценочные слова, крылатые слова и выражения, сравнения, одушевление природных явлений).
Учащиеся должны уметь:
бегло читать вслух и молча любой по объему и жанру текст; соблюдать основные нормы литературного произношения; выразительно читать произведения различных жанров; самостоятельно находить в тексте образные слова и выра­жения, объяснять их значение;
определять тему и главную мысль произведения; выявлять главных и второстепенных героев, устанавливать связи между действиями и героями, находить описания дейст­вующих лиц, картин природы;
оценивать действия и поступки героев, анализировать их взаимоотношения, причины и мотивы поведения, сравнивать персонажей, доказательно высказывать к ним свое отношение; выявлять авторское отношение к героям и событиям; самостоятельно делить текст на части, составлять план; по­дробно, выборочно, кратко (под руководством учителя) переска­зывать текст;
с помощью учителя составлять творческий пересказ худо­жественного произведения.




Беларуская мова
2 клас


Вучні павінны в е д а ц ь:
беларускі алфавіт; назвы літар беларускага алфавіта; правапіс галосных о, эа; правапіс галосных е, ёя;
правапіс парных звонкіх/глухіх зычных на канцы слоў перад зычнымі;
спосабы абазначэння мяккасці зычных на пісьме; правапіс тц', ддз';
правапіс няпарных цвёрдых зычных і галосных пасля іх правапіс падоўжаных зычных; правапіс раздзяляльных знакаў: ь і апострафа; правапіс ў;
напісанне вялікай літары ў імёнах і прозвішчах людзей клічках жывёл, назвах краін, гарадоў, вёсак, рэк, азёр.
Вучні павінны ў м е ц ь:
выдзяляць гукі ў слове; абазначаць іх літарамі ў адпа веднасці з вывучанымі нормамі беларускага правапісу; адрозніваць гукі галосныя і зычныя; парныя звонкія і глухія зычныя; цвёрдыя і мяккія зычныя; правільна называць літары беларускага алфавіта; размяркоўваць словы ў алфавітным парадку, знаходзіць патрэбныя словы ў слоўніку, карыстаючыся алфавітам;
вызначаць месца націску ў словах, націскныя і ненаціскныя склады, націскныя і ненаціскныя галосныя; дзяліць словы на склады і для пераносу; ужываць вялікую літару пры напісанні імёнаў і прозвішчаў людзей, клічак жывёл, назваў краін, гарадоў, вёсак, рэк, азёр; карыстацца арфаграфічным і перакладным слоўнікамі; адрозніваць словы, якія называюць прадметы, словы, якія называюць прыметы, словы, якія называюць дзеянні;
асобна пісаць прыназоўнікі (на практычным узроўні); вызначаць межы сказаў, правільна інтанаваць іх, захоўваючы інтанацыю пачатку і канца сказа; афармляць сказ пісьмова; адрозніваць тэкст ад асобных сказаў;
падбіраць загаловак з шэрагу прапанаваных настаўнікам, ацэньваць адпаведнасць загалоўка тэксту;
спісваць тэкст з друкаванага ці рукапіснага ўзору.
Калідор, лесвіца, відэлец, ручнік, адказ, яблык, цыбуля, гарбуз, кватэра, ластаўка, дождж, дзверы, вокладка, талерка, дзяўчынка, учора, рукзак, сусед, сцюжа, ёсць, надвор’е, вераб’і, месца.

3 клас



Вучні павінны в е д а ц ь:
што з’яўляецца тэмай і асноўнай думкай тэксту; адрозненні паміж апавядальнымі, пытальнымі і пабуджаль- нымі сказамі;
асаблівасці клічных сказаў;
якія словы з’яўляюцца сінонімамі, антонімамі; якія часткі ўваходзяць у склад слова (канчатак, корань, прыстаўка, суфікс) і якую ролю выконваюць; якія словы называюцца роднаснымі;
назвы асноўных часцін мовы (назоўнік, прыметнік, дзеяслоў) і        пытанні, на якія яны адказваюць;
як вызначыць род і лік назоўнікаў і прыметнікаў; як вызначыць час дзеясловаў.
Вучні павінны ў м е ц ь:
вызначаць тэму і фармуляваць асноўную думку тэксту, падбіраць да тэксту загаловак;
дзяліць тэкст на часткі, складаць план (пад кіраўніцтвам настаўніка);
вызначаць від сказа і перадаваць інтанацыю на пісьме з дапамогай знакаў прыпынку ў канцы сказа;
вызначаць у сказе галоўныя (дзейнік і выказнік) і даданыя (без дыферэнцыяцыі) члены сказа, устанаўліваць сувязь паміж імі з дапамогай пытанняў;
падбіраць да слоў сінонімы і антонімы з шэрагу прапана- ваных;
падбіраць роднасныя словы; вызначаць у словах выразнай будовы канчатак, корань, прыстаўку, суфікс;
утвараць словы з дапамогай прыставак і суфіксаў; правільна пісаць прыстаўкі аб-, ад-, над-, пад-, з- (с-) у словах;
адрозніваць прыстаўку ад прыназоўніка; адрозніваць назоўнікі, прыметнікі, дзеясловы; адрозніваць назоўнікі, якія адказваюць на пытанні х т о? ш т о?
вызначаць час дзеясловаў; асобна пісаць не з дзеясловамі;
вызначаць род і лік назоўнікаў, прыметнікаў, дзеясловаў прошлага часу;
карыстацца тлумачальным слоўнікам;
пісаць пад дыктоўку з захаваннем вывучаных нормаў беларускага правапісу.
Фламастар, пенал, чысціня, капялюш, павук, Беларусь, воблака, пошта, блішчаць, звінець, пялёстак, асцярожныі, джаліць, заўждыі, булён, чаромха, нячутна, вулей, Рэспубліка Беларусь

4 клас


.


Вучні павінны в е д а ц ь:
асаблівасці тэксту-апавядання, тэксту-апісання;


якія члены сказа з’яўляюцца аднароднымі; калі трэба ставіць коску паміж аднароднымі членамі; назвы і асноўныя прыметы часцін мовы: назоўнікаў, зай- меннікаў, прыметнікаў, дзеясловаў;
назвы склонаў і склонавыя пытанні;
якія назоўнікі адказваюць на пытанне ш т о?, а якія — на пытанне х т о?;
як вызначыць склон назоўнікаў і прыметнікаў; як вызначыць асобу і лік займенніка і дзеяслова; на якія пытанні адказваюць дзеясловы неазначальнай формы.
Вучні павінны ў м е ц ь: дзяліць тэкст на часткі, складаць план; адрозніваць тэкст-апавяданне і тэкст-апісанне; вылучаць сказы з аднароднымі членамі і ставіць у іх знакі прыпынку (у тым ліку са злучнікамі і, а, але);
вызначаць галоўныя і даданыя члены сказа, у тым ліку ў сказах з аднароднымі членамі;
вызначаць у словах выразнай будовы канчатак, аснову, корань, прыстаўку, суфікс;
распазнаваць у тэксце назоўнікі, асабовыя займеннікі, прыметнікі, дзеясловы;
вызначаць склон назоўнікаў і прыметнікаў і іх склонавыя канчаткі (з апорай на табліцу);
адрозніваць неазначальную форму дзеяслова; вызначаць асобу, лік дзеясловаў цяперашняга і будучага часу і іх канчаткі (з апорай на табліцу);
пісаць пад дыктоўку з захаваннем вывучаных нормаў беларускага правапісу.
Секунда, балерына, берэт, калектыў, дэлегацыя, пашталъён, гараджане, памочнік, плывец, подпіс, бервяно, грымецъ, дошкі, аб’язджацъ, вуліца, уверсе, унізе, услых, ахвотна.


Літаратурнае чытанне
2 класс




Вучні павінны в е д а ц ь:
арфаэпічныя асаблівасці беларускай мовы: правільнае вы- маўленне беларускіх гукаў [ў], [дз'], [дж], [г], [ж], [ч], [р], [ц'], спалучэння [шч], падоўжаных зычных;
графічныя асаблівасці беларускай мовы: літары ў, і, апо- страф;
прозвішчы аўтараў, назвы і змест твораў, якія найбольш спадабаліся;
на памяць 4 вершы, вызначаныя ў падручніку для завучвання.
Вучні павінны ў м е ц ь:
правільна і асэнсавана чытаць уголас па складах і цэлымі словамі з захаваннем інтанацыі сказа і паўз;
знаходзіць урыўкі тэксту, якія адпавядаюць ілюстрацыі; вызначаць дзеючых асоб;
знаходзіць эпізод з апісаннем учынку дзеючай асобы; адказваць на пытанні па фактычным змесце твора; падрабязна пераказваць частку тэксту ці невялікі апавядальны тэкст па малюнках, пытаннях настаўніка, апорных словах; правільна называць прачытаны твор (аўтар, загаловак); прыводзіць прыклады казак з вывучаных твораў.

3 клас




Вучні павінны в е д а ц ь:
прозвішчы аўтараў, назвы і змест твораў, якія найбольш спадабаліся;
на памяць 4 вершы, вызначаныя ў падручніку для завучвання.
Вучні павінны ў м е ц ь:
правільна, асэнсавана і бегла чытаць сам сабе; правільна, асэнсавана і выразна чытаць уголас; ацэньваць правільнасць і выразнасць уласнага і пачутага чытання;
вызначаць галоўныя і другарадныя дзеючыя асобы, характарызаваць іх;
вызначаць вобразныя словы і выразы, тлумачыць іх значэнне і ролю;
вызначаць (з дапамогай настаўніка і самастойна) адносіны аўтара твора да падзей і герояў;
фармуляваць тэму тэксту, вызначаць галоўную думку тэксту (самастойна і з дапамогай настаўніка);
вылучаць сэнсавыя часткі апавядальнага твора, складаць план;
задаваць пытанні па змесце пачутага (прачытанага); маляваць словамі партрэт героя ці карціну прыроды з твора; падрабязна пераказваць апавядальны тэкст па плане; выбарачна пераказваць тэкст з дапамогай апорных слоў; прыводзіць прыклады апавядання, казкі, верша з вывуча- ных твораў;
правільна называць кнігу (аўтар, назва); арыентавацца ў кнізе па назве, малюнках, змесце, прадмове, пасляслоўі;
выкарыстоўваць прыёмы выбару неабходнай кнігі для чы- тання (на пэўную тэму, пэўнага аўтара).

 Математика
2 класс


Учащиеся должны знать:
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
приемы устного и письменного сложения и вычитания; названия компонентов операций сложения, вычитания; единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр; единицы измерения времени: час, минута.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; решать задачи в 1—2 действия на сложение, вычитание; находить подбором неизвестный компонент действия по его результату и известному компоненту;
находить длину ломаной, периметр прямоугольника; определять время по часам.



3 класс
Учащиеся должны знать: таблицы умножения и деления; приемы устного умножения и деления; нумерацию и разрядный состав трехзначных чисел; приемы устного и письменного сложения и вычитания чи­сел в пределах 1000;
порядок выполнения арифметических действий; единицы измерения длины, массы, времени; свойства сторон прямоугольника и квадрата.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно действия в пределах 100, письменно — в пределах 1000;
проводить проверку вычислений;
умножать и делить трехзначное число на однозначное; выполнять деление с остатком;
вычислять значения выражений в 2—3 действия без скобок и со скобками;
решать задачи в 2—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление;
решать простые задачи на нахождение доли числа (величины); вычислять значения выражения с одной переменной при за­данном значении переменной;
решать простейшие уравнения, используя связь между ком­понентами и результатами арифметических действий; решать подбором простейшие неравенства; определять периметр прямоугольника и квадрата, распознавать острые, прямые, тупые углы; распознавать остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники.




4 класс
Учащиеся должны знать:
нумерацию и разрядный состав чисел в пределах 1 ООО ООО; приемы устного сложения, вычитания, умножения и деле­ния многозначных чисел в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100;
алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел;
единицы измерения длины: километр, метр, дециметр, сан­тиметр, миллиметр; соотношения между ними;
единицы измерения массы: тонна, центнер, килограмм, грамм; соотношения между ними;
единицы измерения времени: век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда; соотношения между ними;
единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квад­ратный дециметр, квадратный метр.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать многозначные числа; выполнять устно вычисления в пределах 100 и в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100;
выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пре­делах 1 000 000;
выполнять письменное умножение на однозначное, двузнач­ное и трехзначное числа в пределах 1 ООО ООО;
выполнять письменное деление на однозначное и двузнач­ное числа в пределах 1 ООО ООО;
вычислять значения выражений в 2 действия с одной пе­ременной при заданных значениях переменной;
находить значения числовых выражений в 2—3 действия без скобок и со скобками;
решать простейшие уравнения на основе взаимосвязи меж­ду компонентами и результатами арифметических действий; решать задачи в 2—3 действия;
находить периметр и площадь прямоугольника и квадрата; чертить окружность с заданным радиусом.

Человек и мир
1 класс


Учащиеся должны иметь первоначальные представ­ления:
о том, что такое природа; о предметах живой и неживой природы; о роли Солнца как источника света и тепла, необходимых для жизни живой природы;
о животных домашних и диких;
о необходимости бережного отношения ко всему живому; о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни рас­тений, животных и человека;
о необходимости подкормки птиц и зверей зимой и ранней весной;
о значении для здоровья человека пребывания на свежем воздухе в различные времена года; о режиме дня, его составляющих;
об основных правилах личной и общественной гигиены; о пользе овощей и фруктов; о местах, где можно и где нельзя играть; о правилах поведения на воде.
Учащиеся должны знать:
название страны, в которой они живут, ее столицу;
свою фамилию, имя и отчество;
имена и отчества родителей;
свой домашний адрес;
номера телефонов вызова экстренных служб (скорая по­мощь, милиция и т. д.).
Учащиеся должны уметь:
различать несколько видов деревьев (3—4), кустарников (1—2) ближайшего окружения;
различать основные овощи и фрукты, выполнять правила гигиены при их употреблении;
различать несколько видов насекомых (1—2), птиц (2—3), зверей (3—4);
перечислять основные изменения, происходящие в жизни рас­тений и животных, в труде людей в различные времена года;
объяснять:
а)  доступные пониманию детей причины наблюдаемых се­зонных изменений в природе;
б) необходимость выполнения правил природоохранного поведения;
в)  необходимость соблюдения правил личной гигиены.
2 класс

Учащиеся должны знать: что такое природа; признаки живой природы;значение воздуха, воды, почвы в природе и для человека; несколько видов наиболее распространенных дикорастущих и культурных деревьев, кустарников и травянистых растений;
несколько видов наиболее распространенных насекомых (2—3), птиц (3—4) и зверей (4—5) родного края;несколько видов растений и животных, занесенных в Крас­ную книгу Республики Беларусь (2-3);
правила поведения в природе (почему нельзя собирать бу­кеты из красивоцветущих растений на лугу, в лесу, ловить цветных бабочек, жаб и т. д.) и в общественных местах (в биб­лиотеке, транспорте, на улице и т. п.);
правила общения с ровесниками и взрослыми; какое значение для здоровья имеет пребывание на свежем воздухе;
почему необходимо проветривать квартиру и классные по­мещения;
какие продукты наиболее полезны для здоровья; значение чистой воды для здоровья человека; приемы оказания первой помощи при ожогах, ушибах, ца­рапинах, порезах.
Учащиеся должны у м е т ь:
раскрывать элементарные взаимосвязи, существующие меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными, а так­же между природой и человеком;
употреблять слова приветствия, обращения, благодарности; объяснять необходимость:
а) соблюдения норм и правил природоохранного поведения;
б) выполнения правил этикета в совместном коллективном труде и в играх со сверстниками;
в) соблюдения правил поведения на улице, в транспорте, в общественных местах;
г) следить за своим внешним видом;
д) поддерживать чистоту и уют в своем доме, классном по­мещении;
различать (по существенным и отличительным признакам):
а) живые и неживые предметы природы;
б) несколько видов наиболее распространенных дикорас­тущих и культурных деревьев (3—4), кустарников (2—3) и травянистых растений родного края (3—4 вида);
в) несколько видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (2/3);
г) лекарственные и ядовитые растения (2—3 вида);
д) несколько видов наиболее распространенных насекомых (2—3), птиц (3—4) и зверей (4—5) родного края; проводить наблюдения за растениями, животными (под ру­ководством учителя, воспитателя);
участвовать в доступной природоохранной деятельности во время проведения экскурсий в природу.


3 класс
Учащиеся должны знать: что такое горизонт;
основные и промежуточные стороны горизонта, различные способы ориентирования на местности;
основные формы поверхности Беларуси; основные природные сообщества родного края (лес, болото); 4—5 видов наиболее распространенных растений и живот­ных леса, болота, поля;
значение природы для человека, влияние деятельности лю­дей на природу;
что собой представляет здоровый образ жизни; правила выработки и сохранения хорошей осанки; значение кожи для организма; правила ухода за кожей; правила ухода за зубами; основные правила охраны зрения и слуха; о вредном влиянии курения и алкоголя на организм чело­века;
о значении здорового питания для организма школьника.
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться по компасу и некоторым местным при­знакам;
показывать на глобусе, физической карте полушарий мате­рики и океаны;
различать несколько видов наиболее распространенных рас­тений и животных леса, болота, поля;
раскрывать связи, существующие между растениями и жи­вотными в лесу, на болоте, в поле;
объяснять:
а) необходимость выполнения правил природоохранного по­ведения в лесу;
б) необходимость соблюдения правил и норм здорового об­раза жизни (соблюдения правил гигиены, ухода за разными частями тела, правильного питания, занятия физкультурой и спортом, соблюдения правильной осанки и т. п.);
в) участия в осуществлении посильной природоохранной дея­тельности;
оценивать свое поведение и поступки других людей по от­ношению к природе;
осуществлять выбор варианта поведения в соответствии с экологическими и этическими нормами.


Чалавек і свет. МРБ
4 клас


Вучні павінны в е д а ц ь:
назву дзяржавы, яе сталіцу і абласныя цэнтры; дзяржаўную сімволіку Рэспублікі Беларусь; імёны 2—3 гістарычных асоб і дзеячаў культуры Беларусі; 1—2 памятныя мясціны свайго роднага краю.
Вучні павінны ў м е ц ь:
складаць невялікае паведамленне пра знакамітых гістарычных асоб і дзеячаў культуры з апорай на змест вучэбнага тэксту; складаць вуснае апісанне па гістарычнай ілюстрацыі; паказваць на карце і абазначаць на контурнай карце тэрыторыю і межы Рэспублікі Беларусь, сталіцу і абласныя цэнтры,месца свайго пражывання; вызначаць паслядоўнасць гістарычных падзей на «стужцы часу».



Трудовое обучение
1 класс
Учащиеся должны:
следовать правилам: безопасности труда, рациональной организации рабочего места и личной гигиены; бережного от­ношения к природе, инструментам, предметам быта; эконом­ного расходования материалов; трудовой дисциплины;
иметь представление: о видах народных ремесел (вытинан- ка, флористика); о профессиях людей из ближайшего окру­жения;
распознавать: виды бумаги, природные материалы, хлоп­чатобумажные ткани (ситец, фланель), изученные нетрадици­онные материалы; линии сгиба и разреза; соединение деталей склеиванием, скрепление пластилином, связыванием;
характеризовать: основные инструменты при работе с бу­магой, текстильными и природными материалами, их назна­чение и правила работы с ними;
читать и понимать: простейшие схемы складывания ори­гами;
осуществлять (выполнять): организацию своего рабочего места; разметку бумаги по шаблону, трафарету, складыванием, ткани по лекалу; обрывание бумаги, резание бумаги, ткани, ниток, шпагата и др.; соединение деталей из бумаги, текстиль­ных, природных и нетрадиционных материалов (склеивание, скрепление пластилином, связывание, нанизывание и др.); из­готовление изделий под руководством учителя по образцу, эскизу, рисунку; отделку и украшение готовых изделий; прос­тейшие работы по уходу за комнатными растениями; сервиров­ку стола к чаю.



2 класс
Учащиеся д о л ж н ы:
следоватъ правилам: безопасности труда, рациональной организации рабочего места и личной гигиены, экономного рас­ходования материалов, трудовой дисциплины;
иметъ представление: о хлопчатобумажных и льняных тка­нях; о свойствах бумаги, картона, ткани; о вариативности ухода за комнатными растениями; о народном ремесле соломоплете- ния; об этапах технологии;
распознаватъ: бумагу, картон, ткань, виды природных мате­риалов, нетрадиционные материалы, форму детали по образцу;
характеризоватъ: соединение деталей склеиванием, сшива­нием, связыванием, скрепление пластилином;
читатъ и пониматъ: простейшие графические изображе­ния (эскизы, технические рисунки);
разрабатыватъ: декоративные элементы интерьера с уче­том опыта, приобретенного во II классе;
осуществлятъ (выполнятъ): организацию своего рабочего места; выбор инструментов для обработки бумаги, ткани и дру­гих материалов; известные способы обработки изученных мате­риалов; изготовление изделий под руководством учителя по образцу, эскизу, рисунку, собственному замыслу; отделку и украшение готовых изделий; уход за одеждой, обувью.
3 класс
Учащиеся должны:
следовать правилам: безопасности труда, рациональной организации рабочего места и личной гигиены; бережного от­ношения к материалам, инструментам и приспособлениям, к личной и общественной собственности;
иметь представление: о стадиях технологии; о видах реме­сел (соломоплетение, флористика, вязание крючком, вытинан- ка); о шерстяных и шелковых тканях, структуре ткани; о про­фессиях людей труда; о выращивании однолетних цветочно­декоративных растений;
распознавать (определять): виды бумаги (калька, копиро­вальная, гофрированная), картона (упаковочный, полиграфичес­кий), текстильных, природных, нетрадиционных (пластмасса, дерево) материалов и знать их свойства; лицевую и изнаноч­ную стороны ткани с набивным рисунком;
характеризовать: разъемные и неразъемные соединения, виды соединений (клеевое, щелевое, ниточное); виды ниток для шитья, вязания;
читать и понимать: простейшие графические изображе­ния (схемы, эскизы, чертежи, технологические карты);
разрабатывать: несложные эскизы и варианты компози­ции изготавливаемых изделий, применяя изученные законы и правила композиции;
осуществлять (выполнять): организацию своего рабочего места; выбор и пользование инструментами (линейка, угольник, ножницы, игла); изготовление изделий из бумаги, картона, тек­стильных, природных, нетрадиционных материалов по образцу, эскизу, технологической карте, собственному замыслу.



4 класс
Учащиеся должны:
следовать правилам: безопасности труда, рациональной организации рабочего места и личной гигиены; бережного от­ношения к инструментам и приспособлениям, предметам быта; экономного расходования материалов; трудовой и технологи­ческой дисциплины, индивидуального и коллективного труда;
иметь представление: о стадиях и этапах технологии, об основных требованиях к изделиям, о моделировании и конст­руировании, о современном дизайне, эскизе и композиции из­делия, о видах ремесел (соломоплетение, флористика, вязание крючком, вышивка, вытинанка, лоскутное шитье), о выращи­вании луковичных декоративных растений, о профессиях лю­дей из ближайшего окружения;
распознавать (определять): основные виды и свойства бу­маги, картона, тканей, текстильных, природных, нетрадиционных материалов; виды швов по обработке и отделке изделий из тек­стильных материалов («вперед иголку» и его разновидности, «через край», стебельчатый, тамбурный);
характеризовать (описывать): виды соединений (клеевое, щелевое, проволочное, скрепление пластилином, сшивание); спо­собы разметки ткани, бумаги; основные инструменты и при­способления для работы с бумагой, картоном, проволокой, тек­стильными, природными материалами, их назначение и прави­ла работы;
читать и понимать: простые графические изображения (эскизы, схемы, чертежи, технологические карты), мотивы и схемы узоров;
разрабатывать: в общем виде последовательность изготов­ления деталей и сборки изделий; эскизы и варианты компози­ции изготавливаемых изделий;
осуществлять (выполнять): планирование работы и орга­низацию своего рабочего места, выбор инструментов и приспо­соблений; разметку ткани, бумаги, картона; способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой; соедине­ние деталей из бумаги, картона, текстильных, природных и не­традиционных материалов; отделку и украшение готовых из­делий и их деталей; изготовление изделий по образцу, эскизу, рисунку, схеме, технологической карте, собственному замыслу; моделирование и конструирование из готовых форм природ­ных и нетрадиционных материалов; контроль правильности выполнения работы; мелкий ремонт книг.


Физическая культура и здоровье

2 класс


Учащиеся должны знать: правила здорового образа жизни;
влияние здорового образа жизни на здоровье и настроение; олимпийскую символику;
церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр.
Учащиеся должны знать и соблюдать: правила безопасного поведения на уроках физической куль­туры и здоровья и во время самостоятельных занятий;
гигиенические требования к одежде и осанке, правила ды­хания и изученных гигиенических процедур;
требования, предъявляемые к здоровому образу жизни; правила самостоятельных занятий физическими упражне­ниями.
Учащиеся должны знать и выполнять: строевые команды и упражнения;
игровые задания с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем;
подтягивания, лазанья и перелезания; упражнения для формирования правильной осанки.
Учащиеся должны уметь: играть в разученные подвижные игры;
метать малый мяч на дальность, в цель и на заданное рас­стояние;
постоянно поддерживать правильную осанку; правильно выполнять тестовые упражнения; держаться на воде и плавать с помощью плавательной доски1.


3 класс
Учащиеся должны знать:
вредные привычки и их влияние на здоровье школьника; виды спорта, входящие в программу зимних и летних Олим­пийских игр.
Учащиеся должны знать и соблюдать: правила безопасного поведения на уроках физической куль­туры и здоровья и во время самостоятельных занятий;
гигиенические требования к одежде и осанке, правила ды­хания и изученных гигиенических процедур;
правила и требования к здоровому образу жизни; двигательный режим с учетом своего возраста и пола. Учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять:
упражнения для формирования правильной осанки; подвижные игры с бегом, прыжками, метанием; тестовые упражнения.
Учащиеся должны уметь:
играть, в том числе и самостоятельно, в изученные подвиж­ные игры;
правильно распределять свои силы в беге на заданное время; метать малый мяч на дальность и в цель; правильно использовать изученные способы передвижения на лыжах;
правильно прыгать в воду, проплывать не менее 10—12 м; выполнять тестовые упражнения с индивидуально макси­мальным результатом.

4 класс
Учащиеся должны знать:
правила безопасного поведения при организованных и само­стоятельных занятиях физическими упражнениями, понимать значение их выполнения для сохранения и улучшения здо­ровья;
значение и правила здорового образа жизни; двигательный режим учебного и выходного дня учащегося; понятие правильной осанки и правила ее формирования; значение и простейшие правила закаливания организма; понятие уровня развития двигательных способностей, пра­вила выполнения тестовых упражнений;
названия и назначение изученных упражнений и способов деятельности;
правила проведения изученных подвижных игр. Олимпийские игры древности (как часто они проводились, где проходили соревнования, кто принимал в них участие, как назывались победители Олимпийских игр древности, чем они награждались);
Олимпийские игры современности (зимние и летние Олим­пийские игры, олимпийские виды спорта, страны и города, где проводились Олимпийские игры, эмблема Олимпийских игр, огонь, флаг, гимн, девиз, талисманы, олимпийские награды,
фамилии белорусских чемпионов и призеров Олимпийских игр.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила безопасного поведения во время физ­культурных занятий, праздников и спортивных соревнований;
поддерживать правильную осанку на уроках, во время само­подготовки, в быту и во время занятий физическими упраж­нениями;
измерить и оценить результаты показателей физического развития и уровня развития двигательных способностей («луч­ше», «хуже»);
самостоятельно выполнить комплекс упражнений утренней гимнастики без предметов и с инвентарем (мяч, скакалка, об­руч, гимнастическая палка);
технически правильно выполнять тестовые упражнения; объяснить правила выполнения изученных физических уп­ражнений и способов деятельности;
играть в изученные подвижные игры.
Учащиеся должны быть готовы: использовать полученные знания, умения, навыки во время выполнения физических упражнений;
соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, спор­тивному оборудованию и инвентарю;
играть в разученные подвижные игры без помощи учителя; показать индивидуально максимальный результат в тесто­вых упражнениях.



Комментариев нет:

Отправить комментарий