Русский язык
2 класс
1. Устная и письменная
речь.
Учащиеся
должны з н а т ь: об устной и
письменной речи; о диалогической и монологической речи.
Учащиеся
должны у м е т ь:
различать
устную и письменную, монологическую и диалогическую речь;
пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
вести диалог на бытовые, учебные темы; уместно использовать формулы речевого
этикета.
Учащиеся должны з н а т ь: о звуках и буквах;
о гласных и согласных звуках; о слогообразующей роли
гласных звуков; буквы для обозначения гласных и согласных звуков; алфавит;
о твердых и
мягких согласных звуках (парных и непарных); об обозначении на письме твердости
и мягкости согласных звуков;
о звонких и
глухих согласных звуках (парных и непарных); о способе проверки написания
парных звонких и глухих согласных (поставить проверяемый звук перед гласным);
об ударении в слове;
об ударных и безударных гласных звуках (слогах) в
слове; о способе проверки написания слов с безударными гласными (поставить
проверяемый звук под ударение). правила переноса слов по слогам; правила
написания разделительного ъ; правила написания буквосочетаний жи—ши, же—ше, ча—
ща, чу—щу,
чк, чн.
Учащиеся должны у м е т ь: правильно произносить все звуки речи;
выделять в
последовательном порядке все звуки, составляющие слово;
соотносить звуки и обозначающие их буквы;
располагать слова в алфавитном порядке; различать гласные и согласные звуки;
обозначать гласные и согласные звуки буквами; делить слова на слоги;
переносить
слова с одной строки на другую по слогам;
различать и обозначать на письме мягкие и твердые согласные звуки (парные и
непарные);
различать и обозначать на письме звонкие и глухие
согласные звуки (парные и непарные);
проверять написание слов с парными звонкими и
глухими согласными (ставить проверяемый звук перед гласным);
определять в слове ударный и
безударные гласные (слоги); проверять написание слов с безударными гласными
(ставить проверяемый звук под ударение);
грамотно
писать слова с буквосочетаниями жи—ши, же—ше, ча—ща, чу—щу, чк, чн;
грамотно
писать изученные слова с разделительным ь; производить
(полный и частичный) устный звукобуквенный анализ слов, в том числе слов с
безударными гласными в первом предударном слоге (гора,
рек а), а также с парными звонкими и
глухими согласными в конце и середине слова (гриб,
узкий).
Учащиеся
должны з н а т ь:
о словах с близким и
противоположным значением; о словах — названиях предметов, названиях признаков
предметов, названиях действий предметов; о предлогах;
об
орфографическом словаре.
Учащиеся
должны у м е т ь:
находить в тексте слова с близким и противоположным
значением;
пользоваться школьным
орфографическим словарем; ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, признаки
предметов, действия предметов;
отличать предлоги от слов — названий предметов,
названий признаков предметов, названий действий предметов;
правильно
употреблять в речи предлоги, не совпадающие в русском и белорусском языках.
Учащиеся
должны з н а т ь:
о
корне слова, об однокоренных словах; определение корня слова;
правила
проверки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в
корне слова.
Учащиеся
должны у м е т ь:
находить
в тексте и подбирать однокоренные слова; выделять корень слова;
применять
на письме правила проверки правописания безударных гласных, парных звонких и
глухих согласных в корне слова.
Учащиеся
должны з н а т ь: признаки предложения;
о различных по цели высказывания предложениях; как
грамотно (интонационно и пунктуационно) оформляются начало, конец предложения;
о
прописной букве в начале предложений, в именах собственных.
Учащиеся
должны у м е т ь:
определять
границы предложения на основе смысла и интонации;
строить
различные по цели высказывания предложения, правильно их интонировать и
оформлять на письме (ставить соответствующие знаки препинания в конце
предложений);
употреблять
прописную букву в начале предложений, в именах собственных.
Учащиеся
должны з н а т ь:
о
признаках текста (тема, основная мысль, заголовок); о строении текста (начало,
основная часть, концовка).
Учащиеся
должны у м е т ь: отличать
текст от набора предложений; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать
тексты;
выделять
начало, основную часть, концовку текста;
Словарные слова
1
часть
воробей,
ворона, воскресенье, город, дежурный, декабрь, дорога, зарядка, класс, конечно,
корова, ноябрь, октябрь, погода, помидор, портфель, сахар, сентябрь, сорока,
яблоко, ягода,
2
часть
берёза, вчера, магазин, каникулы, месяц, заяц,
вагон, ребята, карандаш, Родина, Беларусь, белорусский, маленький, соловей,
учитель, мороз, молоко, морковь, огород, язык, комната, хорошо
3 класс
о текстах повествовательных и
описательных.
Учащиеся должны у м е т ь: определять тему, основную мысль текстов; составлять (коллективно) план текста;
составлять текст по заданной ситуации,
по картине (устно); пересказывать текст-повествование
и текст-описание по заданному или
коллективно составленному плану; строить
диалоги с учетом речевой ситуации.
Учащиеся должны з н а т ь: об обращении;
о главных и
второстепенных (без деления на виды) членах предложения;
о типах предложений по цели высказывания (повествовательном,
вопросительном и побудительном) и по интонации (восклицательное и
невосклицательное);
правила постановки знаков препинания в конце
предложений.
Учащиеся должны у м е т ь:
различать и
конструировать предложения разных типов по цели высказывания и по интонации;
правильно
оформлять эти предложения в письменной речи; находить в предложении подлежащее
и сказуемое; находить в предложении второстепенные члены предложения (без
деления на виды);
устанавливать
связь слов в предложении по вопросам, выделять словосочетания в составе
предложения;
правильно ставить знаки
препинания в конце предложений.
Учащиеся должны з н а т ь: о словах с прямым и переносным значением;
определение синонимов и антонимов; о толковом словаре.
Учащиеся
должны у м е т ь: определять
прямое и переносное значение слов; правильно употреблять русско-белорусские
межъязыковые омонимы (рус. трус — бел. трус);
находить в тексте и подбирать к словам синонимы,
антонимы; пользоваться толковым словарем.
4.
Состав слова. Правописание слов.
Учащиеся
должны з н а т ь:
части слова (окончание, корень,
приставку, суффикс), их роль в слове;
об орфограмме как написании,
которое надо проверять; способы проверки безударных гласных в корнях слов (изменение
слова или подбор однокоренных слов);
правила написания парных звонких
и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; правила переноса
слов с приставками;
правописание гласных и согласных
звуков в приставках в-, до-, за-,
над-, на-, с-, от-, по-, под-, про-; правило
написания слов с разделительным ъ.
Учащиеся
должны у м е т ь:
выделять в слове окончание,
суффикс, корень, приставку; подбирать однокоренные слова и слова с заданными
приставками и суффиксами;
находить чередующиеся согласные в
корнях однокоренных слов;
находить в словах орфограммы на
изученные правила; проверять написание безударных гласных, парных звонких и
глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; переносить слова с
приставками;
правильно
писать приставки в-, до-, за-, на-,
над-, с-, от-, по-, под-, про-;
отличать
приставки от предлогов;
правильно писать изученные слова с двойными
согласными; правильно писать изученные слова с ъ;
разбирать слова по составу.
5.
Части речи.
Учащиеся
должны з н а т ь:
названия и основные признаки
частей речи (имени существительного, прилагательного, глагола);
правило написания ъ после
шипящих на конце имен существительных.
Учащиеся
должны у м е т ь:
различать существительные,
прилагательные, глаголы, предлоги;
определять род, число существительных и
прилагательных; время и число глаголов; род глаголов прошедшего времени;
правильно употреблять существительные, род которых
не совпадает в русском и белорусском языках;
грамотно писать имена существительные,
оканчивающиеся на шипящие;
раздельно писать не с глаголами.
Автобус,
аллея, бассейн, ботинки, животное, завтрак, звенеть, здоровый, золотой,
извини, иней, календарь, картина, квартира, километр, конфета, концерт,
корзина, коридор, космос, костер, костюм, крапива, красивый, кровать, лестница,
лягушка, метро, можно, неделя, нельзя, огурец, пальто, пожалуйста, посуда,
праздник, предмет, прекрасный, прийти, природа, рисовать, рябина, сегодня,
сейчас, театр, теперь, трамвай, футбол, хоккей, человек, чувство.
4 класс
Учащиеся
должны знать: основные
признаки текста;
о
делении текста на части и составлении плана текста; типы текстов
(повествование, описание, рассуждение).
Учащиеся
должны уметь:
делить текст на смысловые части, составлять план;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение);
составлять текст-повествование и текст-описание по
впечатлениям, наблюдениям, по картине (устно);
составлять элементарные тексты-рассуждения (устно);
составлять подробный пересказ текста (устно и письменно); составлять
тексты-поздравления (устно и письменно); употреблять в речи слова извинения,
благодарности, вежливой просьбы.
Учащиеся
должны знать:
определения
главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
о второстепенных (без деления
на виды) и однородных членах предложения;
правила
постановки запятых между однородными
членами предложения.
Учащиеся должны у м е т ь:
определять главные (подлежащее и сказуемое) и
второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
находить однородные члены предложения;
правильно оформлять на письме
предложения с однородными членами;
составлять предложения
с однородными членами; проводить разбор предложений по членам предложения.
Учащиеся
должны з н а т ь:
изученные
части речи и их грамматические признаки; падежи имени существительного; о 1, 2,
3-м склонении имен существительных; о распределении имен существительных по
типам склонения; способы проверки написания безударных падежных окончаний имен
существительных, 1, 2, 3 склонений в единственном числе (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия);
способы
проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных (кроме
имен прилагательных с основой на шипящие и ц);
о
раздельном написании местоимений с предлогами; об изменении глаголов по лицам;
о I, II спряжении глаголов; о распределении глаголов по спряжениям; способы
проверки написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего
времени; правописание глаголов на -тся,
-тъся;
правило
правописания ъ после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени;
о
написании ъ после шипящих в неопределенной форме глагола (беречь, печь);
о наречии как
части речи.
Учащиеся должны у м е т ь:
различать
существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и
наречия;
определять склонение
имен существительных (с опорой на памятку, таблицу);
использовать
(с опорой на
памятку, таблицу) способы проверки написания безударных падежных окончаний
имен существительных 1, 2, 3 склонения единственного и множественного числа,
кроме существительных на -мя, -ий,
-ие, -ия;
использовать
(с опорой на памятку, таблицу) способы проверки написания безударных падежных
окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа, кроме имен
прилагательных с основой на шипящие и ц;
правильно
употреблять падежные формы местоимений 1, 2 и 3-го лица единственного и
множественного числа в предложениях и текстах;
изменять
глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
определять спряжение глаголов (с опорой на таблицу);
использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы проверки написания
безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени;
использовать правило написания ь в окончаниях
глаголов 2-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени;
правильно употреблять ь после шипящих
в неопределенной форме глагола (беречь, печь);
использовать правило написания глаголов на -тся, -ться; находить наречия
в тексте;
употреблять
наиболее распространенные наречия в речи.
Автомобиль, аккуратно, асфальт, библиотека, билет,
велосипед, государство, грамота, директор, завтра, интересный, карман,
килограмм, компьютер, лагерь, налево, направо, обратно, однаждыі, океан, олень, охота, пирог, планета, почтальон,
пуговица, путешественник, ракета, ребёнок, сверкать, сиять, спасибо, спектакль,
стадион, страница, счастливыш, тарелка, телевизор, теннис, троллейбус, фонарь,
чемпион, шоколад, юность.
Литературное чтение
2 класс
К концу учебного года учащиеся
должны знать: фамилии авторов, с творчеством которых неоднократно
встречались на страницах учебника (С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов,
В. Драгунский), и их произведения (название, содержание);
наизусть 6—8
поэтических произведений;
Учащиеся должны иметь элементарные представления о:
произведениях устного народного творчества;
прозаическом и поэтическом художественном произведении.
Учащиеся должны уметь:
читать целыми словами вслух и молча (допускается
чтение по слогам слов, сложных по слоговой структуре и неясных по смыслу) с
соблюдением орфоэпических норм, в темпе, приближенном к скорости разговорной
речи ученика;
выразительно читать
художественное произведение с соблюдением пауз и интонаций предложения;
ориентироваться
в содержании прочитанного (по вопросам учебника, учителя, иллюстрациям,
заглавию; объяснять заглавие произведения, устанавливать смысловые связи между
событиями), с помощью выборочного чтения подтверждать свои суждения;
оценивать с
помощью учителя действия и поступки героев, определять к ним свое отношение;
определять с
помощью учителя основную мысль произведения;
с помощью учителя делить произведение на части,
составлять простой план, подробно пересказывать по плану, вопросам учителя,
сюжетным рисункам;
находить с помощью учителя в тексте образные слова и
выражения, объяснять их значение;
различать
практически произведения фольклорных жанров.
3 класс
К концу
учебного года учащиеся должны знать:
фамилии авторов, с творчеством
которых продолжалось зна комство в III классе (Н. Носов, А. Барто, С Михалков,
В. Драгунский), а также новых авторов (Л. Толстой, В. Берестов, М. Пришвин, Г.
Сапгир, Н. Сладков) и их произведения (название, содержание);
наизусть
6—8 поэтических произведений.
Учащиеся должны и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:
о малых произведениях фольклора (пословица, скороговорка, загадка, потешка,
небылица);
о видах народных песен (колыбельная, шуточная,
лирическая, обрядовая);
о видах и особенностях народной сказки (волшебная,
бытовая, о животных; зачин, концовка, сказочные выражения);
о видах стихотворений (описательные, сюжетные,
стихотворения-миниатюры);
о
рассказе (событие, герой, поступок);
о художественном
и научно-познавательном произведении; об изобразительных средствах
художественной речи (одушевление неживой природы, эмоционально-оценочные
слова). Учащиеся должны у м е т ь:
правильно,
осознанно, выразительно читать целыми словами вслух и молча в темпе,
приближенном к скорости разговорной речи ученика;
соблюдать
темп и тон чтения в зависимости от эмоционального состояния героя, выделять с
помощью логического ударения важные по смыслу слова;
с
помощью учителя устанавливать временные, пространственные и
причинно-следственные связи, определять главных героев произведения, его тему и
главную мысль;
с
помощью учителя делить произведение на части, выделять главное в каждой части,
составлять план текста; подробно, выборочно, кратко (с помощью учителя)
пересказывать произведение;
характеризовать
героя на основании его поступков; выявлять отношение автора произведения к
событиям и героям (с помощью учителя);
оценивать действия и поступки героев, определять к
ним свое отношение;
находить в тексте выразительные слова, создающие
образ; с помощью учителя составлять творческий пересказ художественного
произведения.
4 класс
К
концу учебного года учащиеся должны знать:
фамилии авторов (А. Пушкин, А.
Толстой, Л. Кассиль,Э. Успенский, Г.
Остер, Ю. Коваль, А. Усачев, Б. Заходер, Г. X. Андерсен, А. Линдгрен) и их
произведения (названия и содержание);
наизусть
6—8 поэтических произведений;
Учащиеся
должны иметь представление об:
особенностях народных песен;
особенностях
легенды, былины, литературной сказки; изобразительных средствах художественной
речи (образные слова и выражения, эмоционально-оценочные слова, крылатые слова
и выражения, сравнения, одушевление природных явлений).
Учащиеся
должны уметь:
бегло читать вслух
и молча любой по объему и жанру текст; соблюдать основные нормы литературного
произношения; выразительно читать произведения различных жанров; самостоятельно
находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их значение;
определять
тему и главную мысль произведения; выявлять главных и второстепенных героев,
устанавливать связи между действиями и героями, находить описания действующих
лиц, картин природы;
оценивать действия и поступки героев, анализировать
их взаимоотношения, причины и мотивы поведения, сравнивать персонажей,
доказательно высказывать к ним свое отношение; выявлять авторское отношение к
героям и событиям; самостоятельно делить текст на части, составлять план; подробно,
выборочно, кратко (под руководством учителя) пересказывать текст;
с помощью
учителя составлять творческий пересказ художественного произведения.
Беларуская мова
2 клас
Вучні
павінны в е д а ц ь:
беларускі алфавіт;
назвы літар беларускага алфавіта; правапіс галосных о, э—а; правапіс галосных е, ё—я;
правапіс парных
звонкіх/глухіх
зычных на канцы слоў перад
зычнымі;
спосабы абазначэння
мяккасці зычных на пісьме; правапіс т—ц', д—дз';
правапіс няпарных
цвёрдых зычных і галосных пасля іх правапіс падоўжаных зычных;
правапіс
раздзяляльных знакаў: ь і апострафа; правапіс ў;
напісанне вялікай літары ў імёнах і прозвішчах людзей
клічках жывёл, назвах краін, гарадоў, вёсак, рэк, азёр.
Вучні павінны
ў м е ц ь:
выдзяляць гукі ў слове;
абазначаць іх літарамі ў адпа веднасці з вывучанымі нормамі беларускага правапісу; адрозніваць гукі
галосныя і зычныя; парныя звонкія і глухія зычныя; цвёрдыя і мяккія зычныя; правільна
называць літары беларускага алфавіта; размяркоўваць словы ў алфавітным парадку, знаходзіць патрэбныя словы ў
слоўніку, карыстаючыся алфавітам;
вызначаць месца
націску ў словах, націскныя і
ненаціскныя склады, націскныя і
ненаціскныя галосныя; дзяліць словы на склады і для пераносу; ужываць
вялікую літару пры напісанні імёнаў і прозвішчаў людзей, клічак жывёл, назваў
краін, гарадоў, вёсак, рэк, азёр; карыстацца арфаграфічным і перакладным
слоўнікамі; адрозніваць словы, якія называюць прадметы, словы, якія называюць
прыметы, словы, якія называюць дзеянні;
асобна пісаць прыназоўнікі (на практычным узроўні); вызначаць
межы сказаў,
правільна інтанаваць іх, захоўваючы інтанацыю пачатку і канца сказа; афармляць сказ
пісьмова;
адрозніваць тэкст ад асобных сказаў;
падбіраць загаловак з шэрагу прапанаваных настаўнікам,
ацэньваць адпаведнасць загалоўка тэксту;
спісваць тэкст з друкаванага ці рукапіснага ўзору.
Калідор, лесвіца, відэлец, ручнік, адказ, яблык,
цыбуля, гарбуз, кватэра, ластаўка, дождж, дзверы, вокладка, талерка, дзяўчынка,
учора, рукзак, сусед, сцюжа, ёсць, надвор’е, вераб’і, месца.
3 клас
Вучні павінны в
е д а ц ь:
што з’яўляецца
тэмай і асноўнай думкай тэксту; адрозненні паміж апавядальнымі, пытальнымі і
пабуджаль- нымі сказамі;
асаблівасці клічных сказаў;
якія словы з’яўляюцца сінонімамі, антонімамі; якія часткі
ўваходзяць у склад слова (канчатак, корань,
прыстаўка, суфікс) і якую ролю выконваюць; якія словы называюцца роднаснымі;
назвы асноўных часцін мовы (назоўнік, прыметнік,
дзеяслоў) і пытанні, на якія яны адказваюць;
як
вызначыць род і лік назоўнікаў і прыметнікаў; як вызначыць час дзеясловаў.
Вучні павінны ў м е ц ь:
вызначаць тэму і фармуляваць асноўную думку тэксту,
падбіраць да тэксту загаловак;
дзяліць тэкст на
часткі,
складаць план (пад кіраўніцтвам настаўніка);
вызначаць від сказа і перадаваць інтанацыю на пісьме з
дапамогай знакаў прыпынку ў канцы сказа;
вызначаць
у сказе галоўныя (дзейнік і выказнік) і даданыя (без
дыферэнцыяцыі)
члены сказа, устанаўліваць
сувязь паміж імі з дапамогай пытанняў;
падбіраць да
слоў
сінонімы і антонімы з шэрагу прапана- ваных;
падбіраць роднасныя словы;
вызначаць у словах выразнай будовы канчатак, корань, прыстаўку, суфікс;
утвараць словы з
дапамогай прыставак і суфіксаў; правільна
пісаць прыстаўкі аб-, ад-, над-,
пад-, з- (с-) у словах;
адрозніваць прыстаўку ад прыназоўніка; адрозніваць назоўнікі, прыметнікі, дзеясловы;
адрозніваць назоўнікі, якія адказваюць
на пытанні х т о? ш т о?
вызначаць час дзеясловаў; асобна пісаць не
з дзеясловамі;
вызначаць род і лік назоўнікаў, прыметнікаў, дзеясловаў
прошлага часу;
карыстацца тлумачальным слоўнікам;
пісаць пад дыктоўку з захаваннем вывучаных нормаў
беларускага правапісу.
Фламастар, пенал, чысціня, капялюш, павук, Беларусь, воблака, пошта, блішчаць, звінець, пялёстак, асцярожныі, джаліць,
заўждыі, булён, чаромха, нячутна, вулей, Рэспубліка Беларусь
4 клас
.
Вучні павінны в
е д а ц ь:
асаблівасці тэксту-апавядання, тэксту-апісання;
якія члены
сказа з’яўляюцца аднароднымі; калі трэба ставіць коску паміж аднароднымі членамі;
назвы і асноўныя прыметы часцін мовы: назоўнікаў, зай- меннікаў, прыметнікаў,
дзеясловаў;
назвы
склонаў і склонавыя пытанні;
якія назоўнікі адказваюць на
пытанне ш т о?, а якія — на
пытанне х т о?;
як вызначыць склон
назоўнікаў і
прыметнікаў; як вызначыць асобу і лік займенніка і дзеяслова; на якія пытанні адказваюць
дзеясловы
неазначальнай формы.
Вучні павінны ў м е ц ь: дзяліць тэкст на
часткі,
складаць план; адрозніваць
тэкст-апавяданне і тэкст-апісанне; вылучаць
сказы з аднароднымі членамі і ставіць у іх знакі прыпынку (у тым ліку са
злучнікамі і, а, але);
вызначаць галоўныя і даданыя члены
сказа, у тым ліку ў сказах з аднароднымі членамі;
вызначаць у
словах выразнай будовы канчатак, аснову, корань, прыстаўку, суфікс;
распазнаваць у
тэксце назоўнікі, асабовыя займеннікі, прыметнікі, дзеясловы;
вызначаць
склон назоўнікаў і прыметнікаў і іх склонавыя
канчаткі (з апорай на табліцу);
адрозніваць неазначальную
форму дзеяслова; вызначаць асобу, лік дзеясловаў цяперашняга
і будучага часу і іх канчаткі (з
апорай на табліцу);
пісаць пад дыктоўку з
захаваннем вывучаных нормаў беларускага
правапісу.
Секунда,
балерына, берэт, калектыў, дэлегацыя,
пашталъён, гараджане, памочнік, плывец, подпіс, бервяно, грымецъ, дошкі,
аб’язджацъ,
вуліца, уверсе, унізе, услых,
ахвотна.
Літаратурнае чытанне
2 класс
Вучні павінны в
е д а ц ь:
арфаэпічныя
асаблівасці беларускай мовы: правільнае вы- маўленне беларускіх гукаў [ў],
[дз'], [дж], [г], [ж], [ч], [р], [ц'], спалучэння [шч], падоўжаных зычных;
графічныя
асаблівасці беларускай
мовы: літары ў, і, апо- страф;
прозвішчы аўтараў, назвы і змест твораў, якія найбольш спадабаліся;
на
памяць 4 вершы, вызначаныя ў падручніку для
завучвання.
Вучні павінны ў м
е ц ь:
правільна і асэнсавана
чытаць уголас па складах і цэлымі словамі з
захаваннем інтанацыі сказа
і паўз;
знаходзіць урыўкі тэксту, якія адпавядаюць ілюстрацыі;
вызначаць дзеючых асоб;
знаходзіць эпізод з апісаннем учынку дзеючай асобы;
адказваць на пытанні па фактычным змесце твора; падрабязна пераказваць
частку тэксту ці невялікі апавядальны тэкст па малюнках, пытаннях настаўніка,
апорных словах; правільна называць
прачытаны твор (аўтар, загаловак); прыводзіць прыклады казак з вывучаных твораў.
3 клас
Вучні
павінны в е д а ц ь:
прозвішчы аўтараў, назвы і змест твораў, якія найбольш
спадабаліся;
на памяць 4 вершы,
вызначаныя ў падручніку для завучвання.
Вучні
павінны ў м е ц ь:
правільна, асэнсавана і бегла чытаць сам сабе; правільна,
асэнсавана і выразна чытаць уголас; ацэньваць правільнасць і выразнасць уласнага
і пачутага чытання;
вызначаць галоўныя і другарадныя дзеючыя асобы,
характарызаваць іх;
вызначаць вобразныя словы і выразы, тлумачыць іх значэнне
і ролю;
вызначаць (з дапамогай настаўніка і самастойна) адносіны
аўтара твора да падзей і герояў;
фармуляваць тэму тэксту, вызначаць
галоўную
думку тэксту (самастойна і з дапамогай настаўніка);
вылучаць сэнсавыя часткі апавядальнага твора, складаць
план;
задаваць пытанні па
змесце пачутага (прачытанага); маляваць словамі партрэт героя ці карціну прыроды
з твора; падрабязна пераказваць апавядальны тэкст па плане; выбарачна
пераказваць тэкст з дапамогай апорных слоў; прыводзіць прыклады апавядання,
казкі, верша з вывуча- ных твораў;
правільна называць кнігу (аўтар, назва); арыентавацца ў
кнізе па назве, малюнках, змесце, прадмове, пасляслоўі;
выкарыстоўваць прыёмы выбару неабходнай кнігі для чы- тання (на пэўную тэму, пэўнага аўтара).
Математика
2 класс
Учащиеся
должны знать:
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие
случаи вычитания;
приемы устного
и письменного сложения и вычитания; названия компонентов операций сложения,
вычитания; единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр; единицы
измерения времени: час, минута.
Учащиеся
должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах
100; решать задачи в 1—2 действия на сложение, вычитание; находить подбором
неизвестный компонент действия по его результату и известному компоненту;
находить
длину ломаной, периметр прямоугольника; определять время по часам.
3 класс
Учащиеся
должны знать: таблицы
умножения и деления; приемы устного умножения и деления; нумерацию и разрядный
состав трехзначных чисел; приемы устного и письменного сложения и вычитания чисел
в пределах 1000;
порядок
выполнения арифметических действий; единицы измерения длины, массы, времени;
свойства сторон прямоугольника и квадрата.
Учащиеся
должны уметь:
читать,
записывать и сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно действия в
пределах 100, письменно — в пределах 1000;
проводить
проверку вычислений;
умножать и
делить трехзначное число на однозначное; выполнять деление с остатком;
вычислять
значения выражений в 2—3 действия без скобок и со скобками;
решать
задачи в 2—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление;
решать
простые задачи на нахождение доли числа (величины); вычислять значения
выражения с одной переменной при заданном значении переменной;
решать
простейшие уравнения, используя связь между компонентами и результатами
арифметических действий; решать подбором простейшие неравенства; определять
периметр прямоугольника и квадрата, распознавать острые, прямые, тупые углы;
распознавать остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники.
4 класс
Учащиеся
должны знать:
нумерацию и разрядный состав чисел в пределах 1 ООО
ООО; приемы устного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных
чисел в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100;
алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения
и деления многозначных чисел;
единицы измерения длины: километр, метр, дециметр,
сантиметр, миллиметр; соотношения между ними;
единицы измерения массы: тонна, центнер, килограмм,
грамм; соотношения между ними;
единицы измерения времени: век, год, месяц, неделя, сутки,
час, минута, секунда; соотношения между ними;
единицы измерения площади: квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр.
Учащиеся
должны уметь:
читать, записывать и сравнивать многозначные числа;
выполнять устно вычисления в пределах 100 и в случаях, сводимых к вычислениям в
пределах 100;
выполнять
письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000;
выполнять
письменное умножение на однозначное, двузначное и трехзначное числа в пределах
1 ООО ООО;
выполнять
письменное деление на однозначное и двузначное числа в пределах 1 ООО ООО;
вычислять
значения выражений в 2 действия с одной переменной при заданных значениях
переменной;
находить
значения числовых выражений в 2—3 действия без скобок и со скобками;
решать
простейшие уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами
арифметических действий; решать задачи в 2—3 действия;
находить
периметр и площадь прямоугольника и квадрата; чертить окружность с заданным
радиусом.
Человек и мир
1 класс
Учащиеся
должны иметь первоначальные представления:
о том, что
такое природа; о предметах живой и неживой природы; о роли Солнца как источника
света и тепла, необходимых для жизни живой природы;
о животных домашних и диких;
о необходимости
бережного отношения ко всему живому; о сезонных изменениях в неживой природе, в
жизни растений, животных и человека;
о
необходимости подкормки птиц и зверей зимой и ранней весной;
о значении для
здоровья человека пребывания на свежем воздухе в различные времена года; о
режиме дня, его составляющих;
об основных правилах личной и общественной гигиены;
о пользе овощей и фруктов; о местах, где можно и где нельзя играть; о правилах
поведения на воде.
Учащиеся должны знать:
название
страны, в которой они живут, ее столицу;
свою
фамилию, имя и отчество;
имена
и отчества родителей;
свой
домашний адрес;
номера телефонов вызова экстренных служб (скорая помощь,
милиция и т. д.).
Учащиеся
должны уметь:
различать несколько видов деревьев (3—4),
кустарников (1—2) ближайшего окружения;
различать основные овощи и фрукты, выполнять правила
гигиены при их употреблении;
различать несколько видов насекомых (1—2), птиц
(2—3), зверей (3—4);
перечислять основные изменения, происходящие в жизни
растений и животных, в труде людей в различные времена года;
объяснять:
а) доступные пониманию детей причины наблюдаемых сезонных изменений в
природе;
б) необходимость выполнения правил природоохранного поведения;
в) необходимость соблюдения правил личной
гигиены.
2 класс
Учащиеся
должны знать: что
такое природа; признаки живой природы;значение воздуха, воды, почвы в природе и
для человека; несколько видов наиболее распространенных дикорастущих и
культурных деревьев, кустарников и травянистых растений;
несколько
видов наиболее распространенных насекомых (2—3), птиц (3—4) и зверей (4—5)
родного края;несколько видов растений и животных, занесенных в Красную книгу
Республики Беларусь (2-3);
правила
поведения в природе (почему нельзя собирать букеты из
красивоцветущих растений на лугу, в лесу, ловить
цветных
бабочек, жаб и т. д.) и в общественных
местах (в библиотеке, транспорте, на улице
и т. п.);
правила общения с ровесниками
и взрослыми; какое значение для здоровья имеет пребывание на свежем воздухе;
почему необходимо
проветривать квартиру и классные помещения;
какие продукты наиболее
полезны для
здоровья; значение чистой воды для здоровья
человека; приемы оказания первой помощи при ожогах, ушибах,
царапинах, порезах.
Учащиеся должны у м е т ь:
раскрывать элементарные взаимосвязи,
существующие между неживой и живой природой,
растениями и животными, а также между природой и человеком;
употреблять слова приветствия,
обращения, благодарности; объяснять необходимость:
а) соблюдения норм и правил природоохранного
поведения;
б) выполнения
правил этикета в совместном коллективном труде и в играх со сверстниками;
в) соблюдения
правил поведения на улице, в транспорте, в общественных местах;
г) следить за своим внешним видом;
д) поддерживать
чистоту и уют в своем доме, классном помещении;
различать (по существенным и отличительным
признакам):
а) живые и неживые предметы природы;
б) несколько
видов наиболее распространенных дикорастущих и культурных деревьев (3—4),
кустарников (2—3) и травянистых растений родного края (3—4 вида);
в) несколько
видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (2/3);
г) лекарственные и ядовитые растения (2—3 вида);
д) несколько
видов наиболее распространенных насекомых (2—3), птиц (3—4) и зверей (4—5)
родного края; проводить
наблюдения за растениями, животными (под руководством учителя, воспитателя);
участвовать
в доступной природоохранной деятельности во время проведения экскурсий в
природу.
3 класс
Учащиеся
должны знать: что
такое горизонт;
основные и промежуточные стороны горизонта,
различные способы ориентирования на местности;
основные формы поверхности Беларуси; основные
природные сообщества родного края (лес, болото); 4—5 видов наиболее
распространенных растений и животных леса, болота, поля;
значение природы для человека, влияние деятельности
людей на природу;
что
собой представляет здоровый образ жизни; правила выработки и сохранения хорошей
осанки; значение кожи для организма; правила ухода за кожей; правила ухода за
зубами; основные правила охраны зрения и слуха; о вредном влиянии курения и
алкоголя на организм человека;
о
значении здорового питания для организма школьника.
Учащиеся
должны уметь:
ориентироваться по компасу и некоторым местным признакам;
показывать на глобусе, физической карте полушарий
материки и океаны;
различать
несколько видов наиболее распространенных растений и животных леса, болота,
поля;
раскрывать связи, существующие между растениями и животными
в лесу, на болоте, в поле;
объяснять:
а) необходимость выполнения правил природоохранного поведения в лесу;
б) необходимость соблюдения правил и норм здорового образа жизни
(соблюдения правил гигиены, ухода за разными частями тела, правильного питания,
занятия физкультурой и спортом, соблюдения правильной осанки и т. п.);
в) участия в осуществлении посильной природоохранной деятельности;
оценивать свое поведение и поступки других людей по
отношению к природе;
осуществлять выбор варианта поведения в соответствии
с экологическими и этическими нормами.
Чалавек і свет. МРБ
4 клас
Вучні
павінны в е д а ц ь:
назву дзяржавы, яе
сталіцу і абласныя цэнтры; дзяржаўную сімволіку Рэспублікі Беларусь; імёны 2—3 гістарычных асоб і дзеячаў культуры Беларусі; 1—2 памятныя мясціны свайго роднага краю.
Вучні
павінны ў м е ц ь:
складаць
невялікае паведамленне пра знакамітых гістарычных асоб і дзеячаў культуры з апорай на
змест
вучэбнага тэксту; складаць вуснае апісанне па
гістарычнай ілюстрацыі; паказваць на
карце і
абазначаць на контурнай карце
тэрыторыю і межы Рэспублікі Беларусь,
сталіцу і абласныя цэнтры,месца свайго пражывання; вызначаць
паслядоўнасць
гістарычных падзей на
«стужцы часу».
Трудовое обучение
1 класс
Учащиеся должны:
следовать
правилам: безопасности
труда, рациональной организации рабочего места и личной гигиены; бережного отношения
к природе, инструментам, предметам быта; экономного расходования материалов;
трудовой дисциплины;
иметь
представление: о видах народных
ремесел (вытинан- ка, флористика); о профессиях людей из ближайшего окружения;
распознавать: виды бумаги, природные материалы, хлопчатобумажные
ткани (ситец, фланель), изученные нетрадиционные материалы; линии сгиба и
разреза; соединение деталей склеиванием, скрепление пластилином, связыванием;
характеризовать: основные инструменты при работе с бумагой,
текстильными и природными материалами, их назначение и правила работы с ними;
читать
и понимать: простейшие
схемы складывания оригами;
осуществлять
(выполнять): организацию
своего рабочего места; разметку бумаги по шаблону, трафарету, складыванием,
ткани по лекалу; обрывание бумаги, резание бумаги, ткани, ниток, шпагата и др.;
соединение деталей из бумаги, текстильных, природных и нетрадиционных
материалов (склеивание, скрепление пластилином, связывание, нанизывание и др.);
изготовление изделий под руководством учителя по образцу, эскизу, рисунку;
отделку и украшение готовых изделий; простейшие работы по уходу за комнатными
растениями; сервировку стола к чаю.
2 класс
Учащиеся д о л
ж н ы:
следоватъ
правилам: безопасности труда, рациональной
организации рабочего места и личной гигиены, экономного расходования
материалов, трудовой дисциплины;
иметъ
представление: о хлопчатобумажных
и льняных тканях; о свойствах бумаги, картона, ткани; о вариативности ухода за
комнатными растениями; о народном ремесле соломоплете- ния; об этапах
технологии;
распознаватъ: бумагу, картон, ткань, виды природных материалов,
нетрадиционные материалы, форму детали по образцу;
характеризоватъ: соединение деталей склеиванием, сшиванием,
связыванием, скрепление пластилином;
читатъ
и пониматъ: простейшие
графические изображения (эскизы, технические рисунки);
разрабатыватъ: декоративные элементы интерьера с учетом опыта,
приобретенного во II классе;
осуществлятъ
(выполнятъ): организацию
своего рабочего места; выбор инструментов для обработки бумаги, ткани и других
материалов; известные способы обработки изученных материалов; изготовление
изделий под руководством учителя по образцу, эскизу, рисунку, собственному
замыслу; отделку и украшение готовых изделий; уход за одеждой, обувью.
3 класс
Учащиеся должны:
следовать
правилам: безопасности труда, рациональной
организации рабочего места и личной гигиены; бережного отношения к материалам,
инструментам и приспособлениям, к личной и общественной собственности;
иметь
представление: о стадиях
технологии; о видах ремесел (соломоплетение, флористика, вязание крючком,
вытинан- ка); о шерстяных и шелковых тканях, структуре ткани; о профессиях
людей труда; о выращивании однолетних цветочнодекоративных растений;
распознавать
(определять): виды бумаги
(калька, копировальная, гофрированная), картона (упаковочный, полиграфический),
текстильных, природных, нетрадиционных (пластмасса, дерево) материалов и знать
их свойства; лицевую и изнаночную стороны ткани с набивным рисунком;
характеризовать: разъемные и неразъемные соединения,
виды соединений (клеевое, щелевое, ниточное); виды ниток для шитья, вязания;
читать и понимать:
простейшие графические изображения (схемы, эскизы, чертежи, технологические
карты);
разрабатывать:
несложные эскизы и варианты композиции изготавливаемых изделий, применяя
изученные законы и правила композиции;
осуществлять (выполнять): организацию своего рабочего места; выбор и
пользование инструментами (линейка, угольник, ножницы, игла); изготовление
изделий из бумаги, картона, текстильных, природных, нетрадиционных материалов
по образцу, эскизу, технологической карте, собственному замыслу.
4 класс
Учащиеся должны:
следовать
правилам: безопасности труда, рациональной
организации рабочего места и личной гигиены; бережного отношения к
инструментам и приспособлениям, предметам быта; экономного расходования
материалов; трудовой и технологической дисциплины, индивидуального и
коллективного труда;
иметь
представление: о стадиях и
этапах технологии, об основных требованиях к изделиям, о моделировании и конструировании,
о современном дизайне, эскизе и композиции изделия, о видах ремесел
(соломоплетение, флористика, вязание крючком, вышивка, вытинанка, лоскутное
шитье), о выращивании луковичных декоративных растений, о профессиях людей из
ближайшего окружения;
распознавать
(определять): основные виды
и свойства бумаги, картона, тканей, текстильных, природных, нетрадиционных
материалов; виды швов по обработке и отделке изделий из текстильных материалов
(«вперед иголку» и его разновидности, «через край», стебельчатый, тамбурный);
характеризовать
(описывать): виды
соединений (клеевое, щелевое, проволочное, скрепление пластилином, сшивание);
способы разметки ткани, бумаги; основные инструменты и приспособления для
работы с бумагой, картоном, проволокой, текстильными, природными материалами,
их назначение и правила работы;
читать и
понимать: простые
графические изображения (эскизы, схемы, чертежи, технологические карты), мотивы
и схемы узоров;
разрабатывать:
в общем виде последовательность изготовления деталей и сборки изделий; эскизы
и варианты композиции изготавливаемых изделий;
осуществлять (выполнять): планирование работы и организацию своего рабочего
места, выбор инструментов и приспособлений; разметку ткани, бумаги, картона;
способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой; соединение
деталей из бумаги, картона, текстильных, природных и нетрадиционных
материалов; отделку и украшение готовых изделий и их деталей; изготовление
изделий по образцу, эскизу, рисунку, схеме, технологической карте, собственному
замыслу; моделирование и конструирование из готовых форм природных и
нетрадиционных материалов; контроль правильности выполнения работы; мелкий
ремонт книг.
Физическая культура и здоровье
2 класс
Учащиеся
должны знать: правила здорового образа жизни;
влияние
здорового образа жизни на здоровье и настроение; олимпийскую символику;
церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр.
Учащиеся должны знать и соблюдать: правила
безопасного поведения на уроках физической культуры и здоровья и во время
самостоятельных занятий;
гигиенические требования к одежде и осанке, правила
дыхания и изученных гигиенических процедур;
требования,
предъявляемые к здоровому образу жизни; правила самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Учащиеся
должны знать и выполнять: строевые
команды и упражнения;
игровые задания с ходьбой, бегом, прыжками,
метанием, лазаньем;
подтягивания,
лазанья и перелезания; упражнения для формирования правильной осанки.
Учащиеся
должны уметь: играть в разученные подвижные игры;
метать малый мяч на дальность, в цель и на заданное
расстояние;
постоянно поддерживать правильную осанку; правильно
выполнять тестовые упражнения; держаться на воде и плавать с помощью
плавательной доски1.
3 класс
Учащиеся должны знать:
вредные привычки и их влияние на здоровье школьника;
виды спорта, входящие в программу зимних и летних Олимпийских игр.
Учащиеся должны знать и соблюдать: правила
безопасного поведения на уроках физической культуры и здоровья и во время
самостоятельных занятий;
гигиенические требования к одежде и осанке, правила
дыхания и изученных гигиенических процедур;
правила и требования к здоровому образу жизни;
двигательный режим с учетом своего возраста и пола. Учащиеся должны знать и уметь
правильно выполнять:
упражнения
для формирования правильной осанки; подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;
тестовые упражнения.
Учащиеся
должны уметь:
играть, в том числе и самостоятельно, в изученные
подвижные игры;
правильно распределять свои силы в беге на заданное
время; метать малый мяч на дальность и в цель; правильно использовать изученные
способы передвижения на лыжах;
правильно
прыгать в воду, проплывать не менее 10—12 м; выполнять тестовые упражнения с
индивидуально максимальным результатом.
4 класс
Учащиеся
должны знать:
правила безопасного поведения при организованных и
самостоятельных занятиях физическими упражнениями, понимать значение их
выполнения для сохранения и улучшения здоровья;
значение
и правила здорового образа жизни; двигательный режим учебного и выходного дня
учащегося; понятие правильной осанки и правила ее формирования; значение и
простейшие правила закаливания организма; понятие уровня развития двигательных
способностей, правила выполнения тестовых упражнений;
названия и назначение изученных упражнений и
способов деятельности;
правила
проведения изученных подвижных игр. Олимпийские игры древности (как часто они
проводились, где проходили соревнования, кто принимал в них участие, как
назывались победители Олимпийских игр древности, чем они награждались);
Олимпийские
игры современности (зимние и летние Олимпийские игры, олимпийские виды спорта,
страны и города, где проводились Олимпийские игры, эмблема Олимпийских игр,
огонь, флаг, гимн, девиз, талисманы, олимпийские награды,
фамилии
белорусских чемпионов и призеров Олимпийских игр.
Учащиеся
должны уметь:
соблюдать правила безопасного поведения во время физкультурных
занятий, праздников и спортивных соревнований;
поддерживать правильную осанку на уроках, во время
самоподготовки, в быту и во время занятий физическими упражнениями;
измерить и оценить результаты показателей
физического развития и уровня развития двигательных способностей («лучше»,
«хуже»);
самостоятельно выполнить комплекс упражнений
утренней гимнастики без предметов и с инвентарем (мяч, скакалка, обруч,
гимнастическая палка);
технически
правильно выполнять тестовые упражнения; объяснить правила выполнения изученных
физических упражнений и способов деятельности;
играть
в изученные подвижные игры.
Учащиеся
должны быть готовы: использовать
полученные знания, умения, навыки во время выполнения физических упражнений;
соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви,
спортивному оборудованию и инвентарю;
играть в
разученные подвижные игры без помощи учителя; показать индивидуально
максимальный результат в тестовых упражнениях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий