Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста.
Для того чтобы тренировать правила написания слов,
ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово
и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить
его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.
Если в доме создана среда, в которой ребенок
постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то
переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с
празникам!» до школьных диктантов, написанных на «четыре» и «пять», происходит
постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных
способов.
1.Чтение
Не существует слишком раннего возраста, чтобы
начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки
родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные
ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать
самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное
написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет
достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово,
чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему
должна оставаться одним из лучших подарков для детей.
2.Решение кроссвордов
Начните с кроссвордов в детских журналах, где
вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу
ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему
ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.
3.Устные игры в слова
В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать
игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая
тренировка. Примеры таких игр – это:
• рифмы;
• слова (по подобию игры в «города»);
• назови слово, которое начинается на слог «па»,
«ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на
одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».
4.Много общения
Родительская речь для детей – это главный свод
правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок
будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он
допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном
предложении.
– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.
Если вы употребляете слова правильно и много
общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от
окружающих не будут передаваться вашим детям.
5.Словесные игры на бумаге
• змейка – запишите как можно более длинную
цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву
предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных
карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного
большого.
6.Развлечения с использованием букв
Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с
детьми.
• рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в
данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто
являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать
книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и
журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых
бусин с буквами;
• сделайте украшение для дома со словом, которое
описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских
камнях.
7.Постеры на стену
В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат
с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же
образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В
книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы
и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося
визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно
пишется.
8.Скраббл
Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл»,
а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди
других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».
9.Мнемоническое запоминание правил
Дети не любят учить правила, а вот поиграть и
пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил
с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов.
Известные мнемонические примеры:
• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно
букву т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.
Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы
запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.
10.Словари
Орфографический словарь – необходимая книга в доме
у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно
завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав
по 7-10 таких слов, дети могут:
• писать с ними маленькие диктанты;
• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами
радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную
букву».
Упражнения по списыванию, а также морфологическому
и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на
уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать
благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные
игры со словами – естественная и любимая часть жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий